Автор - Александр Скоблов (a.k.a. sm@rt)
Введение
   Перед Вами второй урок из серии уроков по моделированию автомобиля. Этот урок рассчитан на пользователя, имеющего хотя бы небольшой опыт работы в 3dsMax и знакомого с техникой полигонального моделирования. Это означает, что я не буду рассматривать вопросы создания и модифицирования (изменения) объектов. В данном уроке будут рассмотрены практические приемы, используемые мной.
   При создании данного урока Я использовал 3dsMax 2008. Описанные приемы можно использовать и в более ранних версиях 3dsMax.
   Урок состоит из двух глав: в первой будет рассмотрен процесс создания протектора, во второй – создания боковой поверхности покрышки.
Глава 1
Протектор
Сначала нужно определить форму профиля будущей шины. Я нашел фотографию покрышки, которая может в этом помочь:
Используя инструмент Cut, добавим новые полигоны, в соответствии с рисунком протектора. Затем с помощью инструмента Extrude сделаем глубину протектора.

Одна часть протектора готова. Сделаем копию данного фрагмента – она нам пригодится позже. Всего для данной шины необходимо 72 сегмента. Скопируем данный фрагмент протектора 72 раза, располагая копии вплотную друг к другу. Затем присоединим все копии к первому фрагменту (Attach):
После соединения всех копий нужно не забыть сварить вершины на стыках частей протектора (Weld). Выделяем все вершины объекта и используем Weld с очень маленьким значением порога (Threshold), чтобы случайно не сварить лишние вершины. Значение порога выбирается приблизительно, оно зависит от системы измерения и размера объекта протектора. Значение порога нужно выбирать таким образом, чтобы Weld работал только с теми вершинами, которые расположены на стыках частей протектора.
В данный момент у нас есть развёртка всего протектора. Теперь, используя модификатор Bend, получим модель шины
Часто модификатор Bend располагает контейнер Gizmo не так, как нам хочется. Мне пришлось повернуть Gizmo на 90 градусов по часовой стрелке для того, чтобы получить нормальный результат. Значение угла поворота (364,17) выбиралось таким образом, чтобы получить замкнутую поверхность шины.
Конвертируем полученную модель в Editable Poly и сварим (Weld) вершины на стыке двух поверхностей.
В итоге я получил модель шины:
Глава 2
Боковая поверхность
   Создание боковой поверхности покрышки начинается с поиска фотографии, на которой будут хорошо видны все надписи и их взаимное  расположение на покрышке. Процесс создания боковины сводится к моделированию таких же надписей и правильном их расположении.
   Мне не удалось найти хорошей фотографии с боковиной данной покрышки – большинство надписей было невозможно прочитать. Но мне на помощь пришла текстура «Pirelli Pzero Rosso 255/35 ZR19 | Tire sidewall map» от exidge. Но эта текстура имеет другую высоту профиля покрышки и рисунок боковой поверхности необходимой мне шины отличается формой логотипа PZero. Однако, эта высоко качественная текстура поможет правильно расположить надписи на боковине покрышки.
   Поэтому я начал с создания логотипа PZero. Я пробовал найти данный логотип в интернете, но эти попытки не принесли результат. Я решил обвести сплайнами логотип, который был хорошо виден на одной из фотографий.
Следующий шаг – создание плоскости с текстурой боковины.
Я расположил созданный логотип PZero напротив соответствующей надписи.
Затем я создал три сплайна: две линии, ограничивающие по высоте размеры боковины, и линию, повторяющую форму Z-образной полосы.
Затем эти три сплайна я объединил в один (Attach). Длина ограничительных линий и размеры Z-образной полосы были выбраны приблизительно. Для придания этой полосе круглой формы используется модификатор Bend. После применения этого модификатора длина и ширина Z-образной полосы были изменены для более точного соответствия изображению текстуры. Размеры полосы менялись редактированием положения вершин сплайна.
Для правильной работы модификатора Bend, сплайн должен содержать дополнительные вершины. Чем больше вершин – тем плавне Bend закруглит объект.
Как видно на предыдущем изображении, ограничительные линии содержат меньше сегментов, чем Z-образные полосы. Это сделано потому, что полосы служат только вспомогательными границами боковины. После создания всех надписей они будут удалены. Аналогичным способом были добавлены вторая и третья Z-образные полосы. Большинство надписей на боковине покрышки можно создать, используя шрифт Tahoma. Рассмотрим пример добавления одной из надписей.
1. Создадим сплайн Text. Шрифт Tahoma, размер выбираем примерно равным размеру текста на боковине. Поместим Text между ограничительными линиями.
2. Выбираем сплайн с ограничительными линиями и Z-образными полосами. Присоединяем (Attach) к нему созданный Text.
3. Включаем модификатор Bend и видим результат:
Как видно на картинке, положение и размер текста не совпадает с рисунком на текстуре. Снова выбираем сплайн, к которому мы присоединили текст. Редактируем положение вершин текста, чтобы добиться максимально точного соответствия текста и рисунка.
После редактирования положения вершин, я получил результат:
Некоторые надписи пришлось обводить сплайнами, т.к. я не смог найти подходящего шрифта. После создания всех надписей я получил сплайновый каркас будущей боковины:
Теперь ограничительные линии нам больше не нужны. Можно их удалить:
Сплайновый каркас почти готов. Осталось добавить узор внутри Z-образных линий. Выбираем сплайн и выключаем модификатор Bend.
Создаем сплайн внутри Z-образной линии:
Сделаем большое количество его копий. Я сделал 1000 штук. Затем, используя инструмент Mirror, получим «зеркальную» копию этих линий.
Отредактируем положение этих линий. Удалим лишние линии. Разместим копии полученной «решетки» внутри Z-образной линии.
Скопируем полученные решетки. Разместим их внутри остальных Z-образных линий.
Выбираем сплайн, содержащий Z-образные линии, и присоединяем к нему (Attach) все решетки. Включим модификатор Bend. Теперь сплайновый каркас боковины готов.
Следующий шаг – совмещение каркаса и боковой поверхности покрышки.
В качестве формы поверхности боковины будем использовать скопированную ранее часть протектора. Выделим сплайновый каркас, содержащий Z-образные линии, и применим к нему модификатор FFD.
Расположим FFD в стеке модификаторов между Bend и самим сплайном.
Перемещая контрольные точки FFD, совместим сплайн с формой боковины.
Bключаем модификатор Bend и видим круглую боковину, изогнутую по форме покрышки.
Надписи, которые я обводил сплайнами отдельно от основной части каркаса (логотипы PZero, Pirelli и маркировка соотношения ширины к высоте профиля), необходимо подогнать под форму боковины вручную.
Последний шаг в моделировании – это создание «видимой» при рендере боковой поверхности покрышки. Это делается включением опций Enable In Renderer в свитке Rendering настроек сплайна. Я выбрал тип видимых линий Radial, толщина от 0,5 до 2мм (толщина задается произвольно и зависит от того на сколько высоко выступает рисунок боковины), количество сторон – 4. К некоторым сплайнам для придания объема необходимо применить модификатор Extrude со зачением Amount, равным величине выступания рисунка.
Спасибо за чтение урока.
Приятного моделинга ;)
Очевидно, узор протектора состоит из большого количества одинаковых фрагментов. Эти фрагменты легко увидеть, внимательно посмотрев на протектор. Отредактируем созданную часть протектора, придав ей форму не повторяющегося узора протектора.
Затем эту часть будущего протектора конвертируем в Editable Poly для последующего редактирования. В окне Top создадим плоскость с фотографией рисунка протектора:
Создадим сплайн, повторяющий профиль покрышки и применим к нему модификатор Extrude:
В каталог статей
Ссылки